Подвиг Гастелло
Подвиг Гастелло уже в Великую Отечественную войну стал именем нарицательным и одним из символов доблести. В год 74-летия Великой Победы вспомним вновь историю Героя ВОВ.
О Николае Францевиче Гастелло известно, что он появился на свет в 1907-м в Москве в семье рабочего – выходца из Белоруссии. Интересно, что отец будущего Героя Великой Отечественной войны изначально носил фамилию Гастылло. Но её переозвучили на московский манер.
Мальчик рос очень спокойным, но целеустремленным. В школу пошел в 1911 году, то есть гораздо раньше, чем сверстники.
В 1924-м семья стала жить в Муроме (Владимирская область), где отец поступил на работу на завод по ремонту паровозов. На этом же предприятии по достижению 17-летнего возраста стал трудиться слесарем и сам парень.
В 18 лет будущий Герой ВОВ вступил в ВКП(б), увлекся спортом. Любил футбол, показывал отличные результаты в лыжном и конькобежном спорте. Как и в случае со многими представителями молодежи того времени, занимался парашютным спортом.
В 1930-м, вернувшись в Москву, поступил на должность слесаря-нормировщика на завод машиностроения.
Поворот судьбы Николая Гастелло
В 1932-м ВКП(б) объявила призыв: «Молодежь, - на самолёты!». Н.Ф. Гастелло записали в школу пилотов (г. Луганск).
С 1933-го началась военная карьера. Николая определили командиром бомбардировщика дальней авиации. Служил в Ростове-на-Дону.
Это были годы, когда советское руководство вело активную работу по усилению армии. Тогда же особое внимание уделялось заготовке продуктов длительного хранения – мясных консервов. Именно они в годы войны станут основой приготовления еды по армейским рецептам с тушенкой.
Во время военных действий на Халхин-Голе будущий герой возглавлял эскадрилью, а за год до войны участвовал в событиях в Северной Буковине, Бессарабии. Был повышен в звании до капитана.
К середине 1941-го возглавлял эскадрилью авиационного полка тяжелых бомбардировщиков, управлял двухмоторным самолётом ДБ-3ф. Данная модель с конца марта 1942-го будет широко известна, как Ил-4. В общей сложности таких самолетов было построено около 7 тысяч. Они применялись во всех важнейших военных операциях на советско-германском фронте.
История подвига Николая Гастелло
Войну Николай встретил с первых же дней. 22 июня началась Великая Отечественная, а уже 24-го числа советский летчик сбил фашистский «Юнкерс-88». Причем, подбил пикирующий вражеский авиаборт из крупнокалиберного пулемёта советского ДБ-3ф, находившегося на аэродроме.
Подвиг Гастелло совершил 26 июня 1941-го. Враг стремительно наступал по всей линии фронта. Самолет Н.Ф. Гастелло (общий состав экипажа – 4 человека) в паре с еще одним советским авиабортом совершали боевой вылет в 40 км от столицы Белоруссии – Минска. Поступил приказ бомбить вражескую механизированную колонну, прорвавшуюся на участке Молодечно – Радошковичи.
При выполнении боевого приказа в топливный бак самолета, которым управлял Николай, попал снаряд зенитной артиллерии. Возникший пожар стал быстро распространяться. Было очевидно, что выпрыгнуть с парашютом – значит, если и уцелеть, то попасть в плен. И тогда объятый пламенем борт экипаж направил прямо в автоколонну. От огненного тарана взлетел на воздух ряд машин и цистерн с горючим. Свидетелем подвига стал экипаж второго советского самолета.
На месте гибели воздвигли монумент.
К моменту совершения подвига Николаю был 35-й год. Ровно через месяц он стал Героем Советского Союза посмертно.
Подвиг обрел широкую известность и сыграл важную роль для подъема боевого духа летчиков. Впоследствии в период войны нашими летчиками было совершено еще 1276 воздушных таранов в воздухе, а также по наземным и надводным целям.
Советских летчиков, шедших на таран, стали называть «гастелловцы». И отнюдь не всегда такие удары заканчивались гибелью наших летчиков. Например, дважды Герой Советского Союза Николай Гулаев после тарана смог посадить свой самолёт.
Источник tyshenka-voiskovoy-specrezerv.ru